Рубрики

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – ЖРЕЦ И ПРОКЛЯТИЕ 05.06.2019

НЕСОВМЕСТИМЫЕ ПОНЯТИЯ – ЖРЕЦ И ПРОКЛЯТИЕ

Слово о Зауре Чичба

Этот материал не несет в себе политического контекста, и ни в коем случае не выступает в поддержку какого-либо кандидата в предстоящих президентских выборах, которые пройдут в Абхазии в августе нынешнего года. Целью данной публикации является защита древнейших абхазских святилищ и хранителей духовных традиций абхазского народа. В связи с материалами, опубликованными в абхазской части Фейсбука, где очерняется честь и достоинство жреца Ачандарского святилища Дыдры8шь-ныха Заура Чичба, недавно ушедшего из жизни, корреспондент газеты «Республика Абхазия» Эсма Арджения подготовила серию публикаций (под рубрикой «Слово о Зауре Чичба») из бесед с его родными и близкими, учеными, изучающими духовные традиции нашего народа и всеми, кто не понаслышке знал о добрых делах абхазского жреца. Все эти люди рассказали нам о том, как в течение 30 лет служил святилищу Верховный жрец Абхазии, как проводились моления в знаменитой Ачандарской поляне Мидара дъы и священной горе в Ачандаре. Мы также просмотрели видеокадры, снятые во время ритуалов, проведенных Зауром Чичба. Эти материалы находятся в открытом доступе на Фейсбуке, и нигде в них мы не нашли нарушения канонов священных аных.

По нашему личному убеждению, и, по словам собеседников, с которыми мы имели честь общаться, можно смело заявить, что все материалы являются провокационными, и опубликованы в социальных сетях для того, чтобы очернить ныне действующего президента. Не является ли подобное отношение к сути аныха, к жрецам и хранителям осквернением духовности абхазского народа? Ведь без духовности не построить и абхазского государства. Не отворачиваемся ли мы и от национальных героев, которые олицетворяют собой духовность и непоколебимость абхазского народа? Кто для нас завтра станут авторитетами, если сегодня мы так поступаем с людьми, душой и сердцем служившим Абхазии? В памяти многих людей Заур Чичба остается самым почетным жрецом, к мнению которого всегда прислушивались люди, потому, что он был мудрым носителем древних духовных, культурных ценностей абхазского народа.

Говорят, что слова, произнесенные и уж тем более написанные человеком, имеют огромную силу и могут воплотиться в реальность. Поэтому слова-проклятия, которые якобы произнес Заур Чичба мы не стали публиковать в нашей газете, так как не хотим давать им разрушительную силу, и никому не рекомендуем этого делать…

Как и несколько лет тому назад мне снова посчастливилось побывать в гостях у семьи жреца святилища Дыдры8шь-ныха Заура Чичба в Ачандаре. Счастью моему не было бы предела, если бы на этот раз меня не привел сюда повод печальный: не упокоилась еще душа Заура Чичба, так как со дня его смерти не прошло и года, но накануне предстоящих выборов некоторые граждане республики не гнушаются очернить его доброе имя, используя в своих грязных пиар-технологиях. А в Абхазии всегда с уважением относились к умершему человеку, тем более если он при жизни служил светлым идеалам, делал добрые дела. Считается, что душа после смерти должна уйти в положенное ей место, поэтому нельзя ничем ее задерживать в этой жизни. Благо, есть люди, переживающие из-за подобного отношения к памяти Заура Чичба, они и обратились к нам в редакцию с просьбой дать объективную оценку происходящему и донести правду до общественности.

С этой целью я и приехала в Ачандару, сначала к главе Администрации села Мурадину Аджба, а потом вместе мы отправились в семью Заура Чичба. Сидя за длинным столом в прихожей, где обычно своих гостей встречал аныха8ааю, мы с супругой Заура Чичба Ириной, сыном Джансухом, а также с главой села Ачандары «ушли» в долгую беседу о силе наших святилищ и о том, как завязалась история с негативными публикациями на Фейсбуке. Не могла я также не задать им интересующие меня и общественность вопросы: – Тесная связь абхазов с природой, огромное количество мест, где располагаются святилища, послужило формированию духовности абхазского народа, которая сохраняется по сей день. Есть какие-либо данные о том, сколько лет нашим святилищам?

– Сколько существуют наши аныхи одному Всевышнему известно, – ответил на этот вопрос Джансух, который, между прочим, унаследовал от отца не только любовь к аныхам, но и внешнее сходство: такого же роста и телосложения, каким мы помним Заура Чичба. – Считается, что основоположниками образа Анцъа, то есть единого Бога были абазги. Это единство и послужило объединению древнеабхазских племен, в результате которого появилось Абхазское царство во главе с Леоном I. С появлением веры в Анцъа, аныхой стали именовать сверхъестественную силу. Позже стали появляться места, которые обладают этой силой. По известной легенде, страна нам досталась от Создателя нашего мироздания, этим и объясняются красота и благодать, которыми славится Абхазия. И чтобы люди не забывали, чья эта земля, а8ааимбар (посланник Анцъа) установил на ней семь аных: Дыдры8шь-ныха, Лых-ныха, Лап-рныха, Лашькьындар, Елыр-ныха, Инал-куба. На вершине горы Дыдры8шь, расположенной в селе Ачандаре, находится наиболее почитаемое святилище – Дыдры8шь-ныха.

– Насколько мне известно, особой формой моления в аныха являются моления о защите Абхазии от внешнего врага. Есть данные о том, что с таким молением обращались к святилищу во время Великой Отечественной войны, и через месяц после этого немцы были разгромлены под Сталинградом. Моления были проведены и во время грузино-абхазской войны, а в сентябре 1993 года малочисленная абхазская армия победила многочисленного грузинского агрессора. И все моления, по какому поводу они бы ни совершались, жрец всегда заканчивает просьбой к духу святилища о мире и благоденствии для всей Абхазии. Так всегда делал и Заур Чичба. О каком проклятии сейчас идет речь? Люди пишут на Фейсбуке, что из-за этого «проклятия» погибает цвет нации.

– Помните, когда в 2016 году по инициативе абхазской молодежи в Ачандарской поляне Мидара дъы мой отец провел моление, – продолжил Джанусух, – Рауль Джумкович был уже президентом Абхазии. Поводом для проведения моления на Ачандарской поляне послужили участившиеся аварии на дорогах республики. Они участились именно в тот период. Во время проведения священного ритуала присутствовал и сам президент Рауль Хаджимба. Произнося молитвенные слова, отец просил у Всевышнего мирной и счастливой жизни для Абхазии и всего абхазского народа. Некоторые слова, произнесенные моим отцом во время этого моления, были расценены как проклятия. Все это было сделано с подачи политической партии «Амцахара». Представители этой партии выступили по Абхазскому телевидению, и открыто стали внушать народу, что после моления, проведенного Зауром Чичба, на дорогах Абхазии стала погибать молодежь. Эти люди и к нам в Ачандару приезжали, вышел спор по этому поводу. Но тогда нам удалось решить этот вопрос. Представители «Амцахара» даже извинились перед моим отцом, а он как человек духовный простил их, и на этом тема с проклятием была закрыта.

И вот перед предстоящими выборами, когда его уже нет в живых, с подачи той оппозиционной партии эта тема снова приобрела актуальность. Чтобы защитить честь своего отца, я обратился к Совету старейшин Абхазии и ко всем людям, знающим о его добрых делах, сопровождавшим его во время проведения священных ритуалов. Мы обратились к членам политической партии «Амцахара» и потребовали доказательства виновности моего отца. Все мы собрались на четвертом этаже Кабинета Министров, где нам показали видеокадры, снятые во время проведения моим отцом священных ритуалов в Мидара дъы и на Священной горе в Ачандаре. Все эти кадры хранятся в архиве Абхазского телевидения. Большой видеоматериал мы просмотрели вместе, но никто из нас, даже люди, ранее обвинявшие отца, не увидел в его словах проклятие. Перед нами извинились, но некоторые люди и по сей день продолжают публиковать негативные публикации на Фейсбуке, провоцируя пользователей на аналогичные комментарии. У меня есть уверенность в том, что за всем этим стоят конкретные люди, стремящиеся к власти. Я никому не желаю зла, но хочу, чтобы все понимали страшную месть аных, они могут жестоко наказывать, поэтому призываю всех одуматься, чтобы все это не привело к чему-то плохому.

– Аныхи не любят, когда о них плохо говорят, даже их названия нельзя произносить вслух, – отметила супруга Заура Чичба Ирина. А Джансух привел несколько случаев из реальной жизни, когда аныха отомстила людям, попытавшимся ее обмануть. «Как-то один человек рискнул произнести ложную клятву на Священной горе, и упал на землю замертво. И его не могли поднять несколько взрослых мужчин, так как Дыдры8шь не отдавал тело… Другой же случай показывает, как аныха наказала человека, посмеявшегося над ней. Было два друга. У одного из них произошла серьезная кража в доме. Он заподозрил в этом своего друга и обвинил в случившемся. Это привело к спору. «Иди, поклянись перед аныхой, и докажи, что ты чист, а то я предам тебя аныхе», – не унимался тот человек, с которым произошел этот неприятный случай. А другой был так возмущен и обижен обвинениями в его адрес, что в очень грубой форме сказал по-абхазски: «Плевал на все это», – и ушел… Прошло много лет, невиновность этого человека была доказана, но у него не складывалась жизнь, близкие ему люди умирали, не дожив до старости. «Что это за проклятие на мне?» – унывал он. И, слава Богу, оказались живы люди, помнящие слова, произнесенные им когда-то в адрес аныхи. «Помнишь, как посмеялся над ней, хоть и был чист? Видишь, она мстит тебе. Проклятие не остановить, если не очиститься от него». После проведения священного ритуала аныха простила его, и жизнь у этого человека наладилась.

Мы давно служим Дыдры8шь-ныхе, и то, что говорят, что Заур Чичба кого-то проклял – это вранье, – продолжал рассказывать Джансух. – Он же не один проводил священные ритуалы, если бы он что-то нарушил, то его обвинили бы в этом. Отец не давал на это ни малейшего повода, так как он всегда жил и служил честно, бескорыстно и всегда помогал людям. Люди приезжали сюда, чтобы снять с себя старые грехи, проклятия, после ритуалов очищения жизнь у них налаживалась. Люди в его адрес произносили только слова благодарности».

«Мне хочется спросить у людей, которые обвиняют Заура Чичба. До 2016 года в авариях никто не погибал?! – присоединился к разговору и Мурадин Аджба. – Мне кажется, мы сами проклинаем себя, когда обогащаемся на грузинском «трофее», воруем народные деньги, живем на эти деньги, на эти средства покупаем машины, на которых погибает наша молодежь. А живем мы так, потому что сами работать не хотим и ждем помощи от кого-то. Скажите, а где наше сельское хозяйство? Где наши натуральные продукты, которыми славилась Абхазия? Абхазы всегда работали на себя, труд воспитывал в нас хорошие человеческие качества, культуру, духовность, усиливал веру в нас. А где сейчас все это? Ради власти мы, оказывается, готовы на все. Кто виноват во всех наших бедах и грехах? Разве не мы сами? Разве во всем виноват Заур Чичба?

Когда Заур Чичба снимал с людей проклятие, не раз я поднимался с ним на моления в Мидара дъы, он всегда просил у святилищ мудрости для абхазского народа. Просил также, чтобы аварии прекратились, молодежь осознала, что нарокотики – это зло и перестала употреблять их. Он желал счастливой и мирной жизни для своей страны и для своего народа. Он всегда переживал за людей, любыми путями рвущихся в политику. Для него каждый человек был дорог, одна спасенная душа стоила ему здоровья, жизни. Он видел все ужасы, происходящие в стране после войны, и он за все это переживал. Эти переживания и подорвали его здоровье, он мог бы прожить долгую жизнь. Он никогда не был в политике, хотя его часто обвиняли в обратном. Обвиняли, потому что к нему приезжали разные люди: политики, историки, журналисты, которые советовались с ним и спрашивали его мнения по той или иной ситуации. И он всегда открыто говорил о том, что думает. Единственное, кого из политиков он поддерживал, это был Владислав Григорьевич Ардзинба. У них была особая дружба, так как это были две родственные души, пришедшие в этот мир с определенной миссией. И вплоть до своей смерти он был предан ему, именно поэтому он поддерживал и его преемника Рауля Хаджимба, и открыто говорил об этом. Хотя говорят, что Заур Чичба должен был оставаться нейтральным, чтобы не усугублять раскол в обществе». (Опять-таки, можно ли винить Заура Чичба в расколе нашего народа?)

Совсем недавно был избран новый жрец Дыдры8шь-ныхи, представитель жреческого рода Борис Чичба. Так что дело Заура Чичба не умерло, продолжилось, и будет продолжаться, пока мы верим в силу наших святилищ. И в доме Заура Чичба, несмотря на последние печальные события, вера, человечность, гостеприимность, дружелюбие, служение аныхам остаются непоколебимыми. И несмотря на это я уехала из Ачандары с чувством беспокойства и тревоги: хватит ли нашему народу проявить мудрость во время президентских выборов в Абхазии?

Уже в Сухуме, возле Абхазского государственного музея я обратила внимание на пожилого мужчину, ведущего за руку маленького мальчишку лет пяти-шести. Этот мужчина чем-то напомнил мне Заура Чичба. Наверное, потому что шел с гордой непоколебимой осанкой, как настоящий апсуа хаца, и о чем-то общался со своим спутником. Для меня это было знаком свыше: «Все будет хорошо!» И уже больше ни о чем не тревожась, доверившись Вселенной, я вернулась на работу и снова влилась в привычное русло жизни…

Эсма АРДЖЕНИЯ

***

Далее предлагаем вашему вниманию мнение кандидата филологических наук, старшего сотрудника АбИГИ, заведующей отделом фольклора Цирой Габния. Вот что она рассказала нам об аныхах и о Зауре Чичба:

– Абхазы всегда были глубоко верующими. Ведь первый тост за столом всегда посвящается верховному богу Анцъа. А на всей территории Абхазии от р.Псоу до р.Ингур и сегодня можно обнаружить следы древних святилищ – родовых (фамильных, семейных), общенациональных. Родовые святилища территориально обособлены и их функции локально ограничены. Общенациональные святилища имеют локально обозначенные территории, т.е. свое постоянное местонахождение, по абх. «атъар0а», имели и имеют неограниченную сферу влияния. К ним относятся Дыдрыпшь-ных, Лдзаа-ных, Елыр-ных, Лашкиндар-ных, Псху-ных… Много объектов сакрального почитания. Сакральной является сама территория «Аныхатъар0а», и близлежащая территория тоже.

Существуют определенные правила поведения людей по отношению к самой Аныхе и к ее территории. Народ хорошо знал эти правила и соблюдал их. Они обращались к ней в самые тяжелые периоды своей жизни с просьбой помочь – сделать правильный выбор, преодолеть природные катаклизмы, выжить и сохранить родной очаг, не опозориться перед ним, сохранить разум, беречь то хорошее, что есть у них, простить им неосознанно совершенные поступки. Аныха в свою очередь оберегала их, защищала, помогала сохранить свой главный статус – свое человеческое лицо, они чувствовали ее теплое, уважительное, родительское отношение к себе.

Были и четко обозначенные обязательства. Народ знал, что территория Аныхатъар0а и близлежащая территория неприкосновенна и недосягаема. Они ни при каких обстоятельствах не переходили обозначенную грань, и тем самым сохраняли баланс во взаимоотношениях; что громко и часто без особых на то причин произносить имя святилища нельзя – произносили редко и про себя в собственном монологе; что громко, часто и по любому поводу просить, или обращаться нельзя – соблюдали, ждали смиренно; что нельзя лукавить – не пройдет, «брошенный камень окажется в огороде внука» –«Аныха знает что делает», берегли внуков, свое будущее; что нельзя «рыть соседу яму, твой внук туда попадет» – берегли «соседа как сердце», – Аныха, как постоянный посланник Всевышнего благословлял такую отзывчивость; что нельзя отнимать потом заработанное добро – Аныха все узнает, накажет, и неожиданно даст о себе знать. Обязательно, пока не поздно, нужно все вернуть, иначе – в самом уязвимом месте появится рана и будет невыносимо больно. Абхазы говорят: «Ухы иа0ъаумшьо уаяагьы иа0ъаумшьан!» («То, что не ждешь даже от врага, не позволяй ждать и от себя»). Не проклинай врага! – Это священное право Всевышнего (в лице Аныха). Твое проклятие, достигнув цели, тебе же вернется. «Уаиааирц азы, зны ухы уаиааир ауп», («Чтобы победить, сначала нужно себя победить»). Аныха не отвернется никогда от человека, который смог сам себя победить.

Самым мощным, действующим и влиятельным является Дыдры8шь-ныха. Это не значит, что другие Аныха уже не существуют. Они были и остаются. Это мы отошли от них, и между нами уже другая грань. Мы их не слышим, не чувствуем, а они все видят, все знают и ждут нашего пробуждения. Люди, которые вошли в храм Божий, или в дом Аллаха – в мечеть, или же молятся Верховному богу Анцъа, сохраняют связь с ними.

Аныха8ааю – жрец

Медиатором между Аныхой и людьми был и остается Аныха8ааю – жрец. Каждое святилище имеет своего жреца. По сложившейся традиции, жрецами для Дыдрыпшь-ныха становятся по патронимической линии представители фамилии Ачба.

Абхазы всегда проявляли и проявляют огромное уважение к Дыдрыпшь-ныха. Они верят в его великую силу, в его справедливость. И сегодня сохраняют свое доверительное отношение к нему. Особенно это отношение проявилось в девяностые годы прошлого столетия, когда войска госсовета Грузии перешли границу по реке Ингур. Война. Сосед нарушил священный закон соседства. Сыны Абхазии встали на защиту Отечества. Всех объединила высокая цель – защита и свобода родной земли. Лилась кровь, а кровь защитников Отечества была священной. Народ знал, что он прав, потому верили в свою победу. Было много крови, но это было время священной войны. Матери, бабушки, сестры, невесты воинов-защитников с раннего утра становились лицом на Восток и просили Всевышнего и его посланников помочь им. Огромное количество людей шли к жрецу Дыдрыпшь-ныха Чичба Зауру с просьбой обратиться к Дыдрыпшь-ныха, чтобы она как всегда встала за справедливость и защитила страну и его сыновей. Чичба Заур как глубоко верующий, как служитель Бога, не переставал молиться. Он как жрец знал, что в такое тяжелое, очень ответственное время он имеет право часто произносить священные слова-молитвы, слова-просьбы, слова-веры, слова-благодарности, слова-поклонения. И Аныха давала ему знаки, что будет большая кровь, но придет победа. Жрец, как и положено жрецу, принадлежал всему народу, молился за всех и просил у Всевышнего сохранить то, что по его велению принадлежала его народу.

Религия и политика

«Вера в святилище, в Аныха, во Всевышнего всегда помогает человеку осознавать свои ошибки, увидеть свои слабости и преодолевать их», – сказал нам Заур Чичба во время нашей фольклорно-этнологической экспедиции в село Ачандару в 2018 году. Он был болен, но глаза были полны добрым и отзывчивым блеском. Ему нельзя было не верить. Он искренне верил в силу добра, в силу священных, небесных сил. С кем бы он ни стоял, он всегда молился за добро и справедливость. Он один из тех, кто всегда стоял рядом с Владиславом Ардзинба, верил ему, молился за него, за его справедливые и естественные цели – свободу и независимость страны.

Жрецы принадлежат всему народу. Они свободны от политических привязанностей. Они хорошо знают свои обязанности – молится за всех, за то, что поможет им преодолевать свои слабости, освободится от грехов, выполнять свой священный долг – служить людям и отечеству.

А нам что дают святилища, Аныхи? Они спасают наши души, помогают видеть себя со стороны, чаще заглядывать в собственную душу, замечать уровень падения, и тем самым помогают удержаться хотя бы на краю пропасти.

Мы нуждаемся в святилище, в Аныхе, в Боге, в Аллахе, но они все в нас. Надо нам всегда об этом помнить. Они нас не оставляют, это мы становимся слепыми, слабыми, впускаем в наши души тех, кого надо опасаться, кто делает нас очень уязвимыми и не защищенными. Тогда не духовное начало, не Бог будет благословлять наш разум.

Мы себя обманываем, думая, что нахождение или хождение по святым местам есть вера в силу святилища, и есть катарсис. Священное место всех принимает, но не все выходят оттуда просветленными. Священные места есть и остаются сакральными, но для нас они будут иметь силу, влияние только тогда, когда мы готовы их чувствовать, видеть, когда мы станем зрячими. Только тогда они нас примут, и в нас вселится частичка духовного начала, которая поможет разбудить то человеческое, что вложено было в нас при рождении, и что, в конце концов, поможет нам сохранить стабильность, и сделает нас привлекательными для других.

Материал подготовила Эсма АРДЖЕНИЯ


Номер:  55
Выпуск:  3795
Рубрика:  общество
Автор:  Эсма АРДЖЕНИЯ

Возврат к списку